gun001 (gun001) wrote,
gun001
gun001

Categories:

Паруса и их убийцы. Часть вторая "Истинные убийцы и орудия убийства"


Марка BARCO DE FULTON (1807)

Страна:Экваториальная Гвинея, Серия:Ships (II) Sail and Steam (Парусники и Пароходы), Код по каталогy:Михель GQ 998, Ивер и Телье GQ 94-A Дата выпуска: 1976-10-29, Размер:57 x 40 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 13¼, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 0,80 Песета Экваториальной Гвинеи.

До того, как я начал писать пост про эту серия, я наивно полагал, что парусники пали смертью храбрых в неравной битве с пароходами из-за улучшающихся технических характеристик последних, но всё оказалось не совсем так. Настоящим убийцей парусов стал Суэцкий канал, открытый в 1869 году, а потом  Панамский канал в 1914 забил последний гвоздь в крышку гроба парусного флота.

Клиперы не могли проходить каналы самостоятельно из-за конструктивных особенностей больших парусных судов, требовался буксир, а это было дорого и долго. Пароходы не испытывали никаких трудностей в прохождении. Суда с паровым двигателем становились выгоднее, вместо того чтобы огибать Африку, они проходили через Суэцкий канал и выходили к Индии и Китаю. Пароходы не зависели от ветра и могли соблюдать график движения, появилось расписание движения, люди могли планировать время прибытия в пункт назначения. Это было важно.

А первым гвоздём в этой серии стал пароход, изображенный в начале поста. Кстати, в названии на марке  опять неточность, пароход нельзя называть «барк Фултона», барки относились к парусным судам и правильнее было написать хотя бы «Клермонт», хотя и это неверное название, на самом деле «Клермонтом» называлась усадьба Роберта Ливингстона (который был партнером Фултона), на реке Гудзон, которую пароход посетил во время первого плавания.



А самый верный вариант названия это «Пароход Северной Реки» (англ. North River Steamboat) именно так назвал его Роберт Фултон. Свое первое плавание пароход осуществил 17 августа 1807 года. В 1809 года Фултон даже запатентовал конструкцию своего судна на паровой тяге, в результате чего вошел в историю в качестве официального изобретателя парохода.

Но изобрёл пароход не Фултон. Еще в 1707 году французский физик Дени Папен спроектировал судно с паровым двигателем и гребными колесами, о котором почти не сохранилось достоверных сведений. По одной из версий, после успешного испытания его сломали лодочники, боявшиеся остаться без работы.

Через 30 лет опыты Папена продолжил англичанин Джонатан Халлс. Его первый эксперимент закончился плачевно: двигатель оказался настолько тяжелым, что паровой буксир попросту затонул.

Настоящего успеха изобретателям удалось добиться только в начале XIX века. В 1802 году шотландец Уильям Саймингтон продемонстрировал пароход «Шарлотта Дундас».

А уже  через пять лет американец Роберт Фултон построил первый пароход, который начал выполнять регулярные коммерческие рейсы. Никаких особых подвигов пароход не совершал, но навсегда остался в истории, как первый запатентованный.

Марка EL SIRIUS (1838)Clipper (1860)

Страна:Экваториальная Гвинея, Серия:Ships (II) Sail and Steam (Парусники и Пароходы), Код по каталогy:Михель GQ 1001, Ивер и Телье GQ 94-D Дата выпуска: 1976-10-29, Размер:57 x 40 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 13¼, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 0,95 Песета Экваториальной Гвинеи/

А вот другая знаменитость. Шотландский пассажирский колёсный пароход «Сириус», построенный в 1837 году. Он первый пересёк Атлантический океан без помощи парусов. Дорога из Корка в Нью-Йорк заняла у «Сириуса» 18 дней и 10 часов. В исторический рейс «Сириус» вышел 4 апреля 1838 года под командованием бывшего офицера Королевского морского флота Ричарда Робертса.

Запаса угля в 450 тонн для рейса не хватило и пришлось сжечь запасные снасти, спилить и пустить в котлы мачты, деревянный настил мостиков, поручни и мебель. В некоторых источниках указано, что капитан приказал изъять у юной пассажирки деревянную куклу и бросить в котёл. Сказка, наверное, но хорошо передаёт накал страстей в этой гонке, а это была именно гонка.

Принято считать, что «Сириус» являлся первым обладателем условного приза «Голубая лента Атлантики». Но всего через четыре часа рекорд был побит судном «Great Western», которое отправилось из порта в один день с «Сириусом», но из-за возникшего пожара на борту было вынуждено вернуться обратно и таким образом невольно дало «Сириусу» фору в трое суток и позволило ему стать первым в истории судном, перешедшим через Атлантику под паром

У меня осталась ещё пара марок из этой серии, но о них в следующем посту. Слишком длинные они выходят, эти экскурсы в историю, но слишком интересные, чтобы я их проигнорировал.




Tags: история, марки Экваториальной Гвинеи, пароходы, парусники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments