gun001 (gun001) wrote,
gun001
gun001

Categories:

Паруса. Марки СССР. Серия "Учебный парусный флот СССР". Товарищ 1.


Рис. 64. Четырехмачтовый барк 'Товарищ-I' на ходу под парусами


Первый «Товарищ» был построен в 1892 г. в Англии, в Белфасте. Первое имя парусника – «Lauriston» (Лауристон). После спуска на воду «Lauriston» стал одним из крупнейших парусников мира.


Технические характеристики:

  • дата спуска на воду – 17 октября 1892 г.

  • место постройки – верфь Workman, Clark & Co, Белфаст

  • корпус – сталь

  • водоизмещение – 4750 т

  • длина (по палубе) – 88 м

  • ширина – 12,7 м

  • осадка – 6,6 м

  • скорость – 14 узлов

  • экипаж – 32 моряка и 120 курсантов






Марка «Товарищ» (1) Четырехмачтовый барк
Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: Учебный парусный флот СССР, Код по каталогy:Михель SU 5112, Номер марки SU 4981, Ивер и Телье SU 4847, Стенли Гиббонс SU 5167, Zagorskiy SU 5162, Дата выпуска: 1981-09-18, Размер: 42 x 30 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12½ x 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 4 Российская копейка, Тираж: 7 200 000, Художник: А. Аксамит


Осенью 17 октября 1892 г. в ирландском городе Белфаст на верфи "Уоркмен и Кларк" был торжественно спущен на воду джутовый клипер классических пропорций "Lauriston". Позднее он был переделан под барк (хотя классический барк имеет только три мачты), то есть бизань-мачта стала нести косой парус. Это было вызвано необходимостью снизить эксплуатационные расходы за счет сокращения команды, обслуживающей прямые паруса на всех четырех мачтах.


В первые годы своей жизни парусник служил транспортным кораблем в различных компаниях. Плавал в Индию, Юго-восточную Азию, Австралию. Перевозил джут, шерсть и прочие колониальные товары. В 1897 году он пришел из Ливерпуля в Рангун за 95 суток (при "норме" 107), в 1899 году – из Холихэда в Калькутту за 96 суток (при "норме" 116). Это была вполне приличная скорость, хотя и далекая от рекордов прославленных клиперов «Фермопилы» и «Катти Сарк».


В разгар первой мировой войны, в 1916 г., «Lauriston» был приобретен теперь уже русским правительством, чтобы использовать в качестве буксируемых лихтеров для доставки из Англии материалов, необходимых для строящейся Мурманской железной дороги. Первые годы плавания под русским флагом оказались заурядными. "Lauriston" был превращен в угольный лихтер, который снабжал суда топливом.


В 1917 г. «Lauriston» был захвачен в порту Архангельска интервентами и попал обратно на родину в Англию. В Россию барк вернулся в 1921 г. В те годы пароходы почти окончательно вытеснили парусники на обочину истории, поэтому молодое советское государство решает переоборудовать парусник в учебное судно. Переделка прошла в Германии и в 1923 г. корабль, получив имя “Товарищ”,  был приписан к порту Петрограда.






Восстановление корабля шло очень тяжело, материалы собирали всем миром и работали на голом энтузиазме. В стране шла гражданская война. Даже ввод в эксплуатацию уже готового судна оказался не простым делом. Сложности возникли при подборе кандидата на место капитана. Так получилось, что и первым и вторым по счету капитанами судна стали иностранцы. Вероятно, возобладали амбиции модной тогда на флоте болезни - "англоманства". Правда, довольно скоро все встало на свои места.


Свой первый поход в качестве учебного судна барк совершил в английский порт Талбот в 1924 г. На его борту было 60 воспитанников техникума. Как свидетельствуют очевидцы и подтверждает английский историк Г. Андерхилл, капитан по приходе в порт Талбот позорно покинул судно, и даже полиция не могла его разыскать. На обратном пути судно, загруженное углем, вел старший помощник С. Никитин. Команда в целом показала себя с наилучшей стороны, поэтому в следующий раз решено было организовать дальний рейс в шведский порт Лизекиль, а оттуда с грузом диабаза в аргентинский порт Росарио.


Но начало этого рейса под командованием второго капитана оказалось чрезвычайно неудачным. В Северном море начались тяжелейшие штормы, за две с половиной недели совершенно измотавшие команду. Судно снесло далеко на север, и на семнадцатые сутки после начала рейса потерявший в себя веру капитан вынужден был укрыть судно в норвежском порту Вардё, откуда "Товарищ" был переведен в Мурманск.


Здесь на судно прибыл Д. А. Лухманов, временно оставивший обязанности директора Ленинградского морского техникума для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу: вернуть судно в "боевую" готовность и обеспечить океанский переход. Поднявшись на палубу "Товарища", опытный капитан отчетливо осознал, что с имеющейся командой можно плавать сколь угодно далеко. Необходимы только по-настоящему морская организация судовой жизни, дисциплина и регулярные тренировки.



Рис. 65. Капитан учебного судна 'Товарищ-1' Д. А. Лухманов с практикантами в порту Саутгемптон в 1926 г. Слева направо: Овчинников, Сенютович, Физик, Лухманов, Абакумов, Литвиненко, Егунов. Из коллекции Ф. Д. Рутковского


В море парусник "Товарищ" с грузом на борту вышел 29 июня 1926 г. Путь лежал в аргентинский порт Росарио, но по пути судно зашло в Саутгемптон на ремонт, где простояло с 1 августа по 18 сентября. После окончания ремонта "Товарищ" продолжил рейс в Южную Америку, затратив на переход 97 суток, включая посещение о. Мадейра и остановки в океане с целью проведения тренировок, связанных со спуском шлюпок на воду.


В порт Монтевидео (Уругвай) судно прибыло 25 декабря 1926 г. Дальнейший путь по рекам Ла-Плата и Парана был пройден на буксире. Торжественными были встречи, оказанные "Товарищу" в портах Уругвая и Аргентины. Завершив заходы в Монтевидео, Росарио и Буэнос-Айрес, "Товарищ" с грузом ценного, необыкновенной прочности квебрахового дерева взял курс на родину.


Д. А. Лухманов, сумевший привести судно в образцовое состояние, сформировать отменный экипаж, получил разрешение вернуться к своей основной работе в техникуме. В командование судном вступил бывший старший помощник капитана Э. И. Фрейман. Следующий дальний рейс (также намечавшийся в Южную Америку) парусник начал в феврале 1928 г. из немецкого порта Хольтенау.


Для судна, однако, началась полоса невзгод. Накануне оно вместе с другими судами оказалось в плену тяжелого льда, сковавшего Кильскую бухту. Вырваться из него оказалось не просто. Но беда была еще впереди. В ночь на 24 февраля в Английском канале на траверзе мыса Данджнесс произошло столкновение судна с итальянским грузовым пароходом "Алькантара".


Пароход, сделав неожиданный поворот, попал под форштевень "Товарища" и затонул, согласно записи в бортовом журнале за 23 секунды. Случайно спасся один человек - вахтенный машинист, который в момент столкновения оказался на верхней палубе и успел зацепиться за внезапно нависшие у него над головой снасти бушприта.


Судебное разбирательство в Англии по случаю столкновения тянулось более двух лет, руководству барка были предъявлены обвинения, однако суд не пришёл к однозначному мнению о виновности «Товарища». После этого случая барк никогда больше за границу не плавал. Это было связано с тем, что судовладельцы «Алькантара» опротестовали решение английского суда и потребовали пересмотра дела, что грозило арестом “Товарищу” в ближайшем порту захода.


В 1941 г. “Товарищ” был захвачен немцами в порту Мариуполя и после этого использовался ими как плавучая казарма Хорватского легиона. Осенью 1941 г., гитлеровцы решили с его помощью перекрыть вход в порт. С этой целью его затопили поперек канала, точнее, попытались это сделать, но корабль, словно из последних сил, оказывал сопротивление врагу: при погружении чуть развернулся и сместился с оси фарватера. Судно село на грунт так, что остался узкий проход. По рассказам моряков, освобождавших Мариуполь от фашистских захватчиков, группа бронекатеров во время прорыва в порт воспользовалась этим проходом и успешно завершила боевую операцию.


После войны, по рассказу главного диспетчера Азовского морского пароходства Н.Ф.Васильченко, затопленный «Товарищ» был поднят, но корабль находился в таком состоянии, что ремонтировать его уже не было смысла. С него сняли якорь и установили его в сквере у порта как памятник, а корпус парусника был разрезан на металлолом.



Рис. 70. Адмиралтейский якорь барка 'Товарищ-I' - памятник знаменитому учебному судну


Вот две отличные статьи про «Товарищ», которыми я пользовался при составлении поста.

https://sailngstamps.ru/2016/12/%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%b1%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bf%d0%b0%d1%80%d1%83%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%ba-%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%89-i-%d1%81%d1%81%d1%81%d1%80-1981/


http://korabelu.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st019.shtml


P.S. С маркой «Товарищ» (1) есть некоторые непонятные моменты. Все статьи, которые написаны про эту серию, содержат информацию, что в наборе 6 марок (как и у меня), но в каталогах фигурирует седьмая марка, выглядит она так же, как приведённая выше, только цвет парусов не оранжевый, а красный, больше различий нет. В русском каталоге https://stamprus.ru она идёт под одним номером с первой, но с литерой «а» и вместо термина «многоцветная» указан «алые паруса», причем это явная путаница, «Товарищ» (1) никогда не носил паруса алого цвета, это трёхмачтовый барк «Товарищ» (2) снимался в фильме по повести Александра Грина «Алые паруса». В каталоге https://colnect.com/ru марка вообще указана, как беззубцовая и на месте тиража стоит прочерк. Попытки найти про эту марку дополнительную информацию в сети, успехом не увенчались. Очень мало пишут про истории создания марок, а жаль, думаю, это были бы интересные истории.



Вот так выглядит марка "Товарищ" (1) "Алые паруса"





Tags: Товарищ 1, история, корабли, марки СССР, паруса, почта СССР, серия "Учебный парусный флот СССР"
Subscribe

Posts from This Journal “паруса” Tag

  • Паруса. Болгария.

    Наверное, у каждого филателиста есть своя главная марка, возможно, это первая марка, или самая дорогая, может быть памятная, связанная с близким…

  • Паруса. Чехия.

    Ещё одна марка без серии. Мой флот разнокалиберных судов пополнился Чехословацкой маркой с фрагментом отличной гравюры Венцеслава Голлара…

  • Паруса. Польша. Серии стандартных марок с парусниками.

    В связи с моим большим интересом к парусным судам, в моей коллекции на эту тему есть открытки, книги, спичечные этикетки, были значки и монеты, и,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Posts from This Journal “паруса” Tag

  • Паруса. Болгария.

    Наверное, у каждого филателиста есть своя главная марка, возможно, это первая марка, или самая дорогая, может быть памятная, связанная с близким…

  • Паруса. Чехия.

    Ещё одна марка без серии. Мой флот разнокалиберных судов пополнился Чехословацкой маркой с фрагментом отличной гравюры Венцеслава Голлара…

  • Паруса. Польша. Серии стандартных марок с парусниками.

    В связи с моим большим интересом к парусным судам, в моей коллекции на эту тему есть открытки, книги, спичечные этикетки, были значки и монеты, и,…