gun001 (gun001) wrote,
gun001
gun001

Categories:

Паруса. Марки СССР. Серия "Учебный парусный флот СССР". Вега 1.


Баркентина "Вега-I" под парусами на Черном море


Баркентина — морское парусное судно, несет от трех до шести мачт с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой фок-мачты, на которой расположены прямые паруса.


Судно было спущено на воду в 1902 году. Изначально корабль назвали «Таара» — в честь бога неба и грома в прибалтийско-финской мифологии.


Корпус — деревянный
Водоизмещение 1100 тонн.
Грузоподъемность — 660 т
План парусности — 15 парусов всего, в том числе 5 прямоугольных парусов, 10 косых парусов
Площадь парусов 1200 м 2;
Скорость 13 узлов.
Длина 61 метр.
Ширина — 10,2 м
Осадка — 4,2 м
Экапаж 38 моряков + 102 курсанта.






Марка «Вега» (1) Баркентина
Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: Учебный парусный флот СССР, Код по каталогy:Михель SU 5113, Номер марки SU 4982, Ивер и Телье SU 4848, Стенли Гиббонс SU 5168, Zagorskiy SU 5163, Дата выпуска: 1981-09-18, Размер: 42 x 30 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12¼ x 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 6 Российская копейка, Тираж: 6 500 000, Художник: А. Аксамит


Очень странно, но у всех марок серии разный тираж от 4 500 000 до 7 200 000 штук, вероятно часть тиража предполагалось использовать. Как тарифные марки – для оплаты почтовых пересылок, часть для создания сувенирной продукции, как, например, этот конверт.





Дата и место постройки корабля в разных источниках различается – по одним данным судно было построено в 1901, по другим в 1902 году. Местом рождения также точно неизвестно – то ли это Латвия, то ли Эстония. Строителями «Тары» были прибалтийские мастера-корабелами. Умельцы строили шхуны, часто даже не пользуясь чертежами, по памяти.


Оборудованных верфей не было, строили прямо на ровном месте у воды. Опыт заменял расчеты, но это не мешало судам быть крепкими, добротными, мореходными. Они свободно плавали на Балтике, по всей Атлантике от Гренландии до Огненной Земли, служили по 40-50 лет. «Таара» стал одним из крупнейших судов, сооруженных местными мастерами.




Пока ещё "Таара"


«Таара» была построена как грузовая шхуна и оснащена парусным вооружением баркентины. Судовладелец «Тары» был доволен своим судном. Рейсы из портов Балтийского моря к островам Вест-Индии, к берегам Западной Африки и даже Южной Америки приносили неплохой доход. Но произошла Великая Октябрьская социалистическая революция.


Судно реквизировали и перевели в Петроград. В период новой экономической политики (НЭП) судно было арендовано частным лицом. Так как двигателя на баркентине не было, под парусами приходилось подниматься по рекам, эксплуатация парусника стала невыгодной, судовладелец прогорел и с декабря 1925 г. «Таара» и другое похожее на нее судно «Маац» были поставлены на прикол в Ленинграде.


В 1927 г. было решено преобразовать грузовую баркентину в учебно-производственное судно. Со баркентины «Маац», хуже сохранившейся, разрешено было добрать все необходимое из оборудования. «Таре» на тот момент было уже 25 лет, ее хозяйство было сильно запущено, но корпус находился в очень приличном состоянии. Работы по восстановлению судна пришлось вести хозяйственным способом, поэтому в них включился экипаж, прибывший из Ростова (баркентину передали Ростовскому морскому техникуму). Из двух судов собрали одно и к весне 1928 г. баркентина была готова к приему курсантов.


Реконструированное судно было переименовано в «Вегу» в честь самой яркой звезды в созвездии Лиры. В августе 1928 г. «Вега» под командованием капитана Г. Коновалова вышла из Ленинграда в Черное море в порт приписки Ростов-на-Дону. Этот рейс подробно описан в книге С. Ромма «Вокруг Европы на «Веге».




Пока ещё приписана к Ленинграду


С лета 1929 г. начались регулярные практические плавания «Веги» с курсантами Ростовского политехникума на борту. Традиционными пунктами захода были порты Крыма и Кавказа, изредка Ближнего Востока. Судно в течении восьми лет имело статус учебно-производственного, и поэтому нередко занималось перевозкой грузов, благодаря чему снижалась стоимость пребывания курсанта на учебном судне – фрахт за груз поддерживал финансовое положение техникума.


В 1936 году «Вега» стала судном-артистом. Она снялась на Черном море в фильме «Дети капитана Гранта» в роли судна «Дункан». После выхода фильма на экраны конкурс в мореходные училища достигал 100 человек на место. А Николай Черкасов, исполнитель роли Паганеля, не мог спокойно пройтись по улицам родного Ленинграда – тут же собиралась толпа мальчишек, которая шла за ним, распевая исполненную им в фильме песню «Капитан, капитан, улыбнитесь…».



А здесь второй хит кинофильма


Плавание «Веги» в Азовском, Черном и Средиземном морях продолжалось вплоть до 1941 года. За 13 учебных навигаций на ней прошли практику более двух тысяч курсантов. Когда началась Великая Отечественная война, парусник сначала пригнали к побережью Азовья, а когда стало ясно, что Ростов придется сдавать фашистам, «Вегу» решили отправить в Геленджик.


Приняв на борт в Ростове-на-Дону заводское оборудование, парусник под командованием В. Скворковского удачно прошел вдоль берегов Азовского моря, в то время уже занятых гитлеровцами. Однако в Керченском проливе баркентина попала в штиль, тяжело груженное судно занесло течением на банку, при этом корпус получил повреждения и дал течь. С большим трудом экипаж смог снять поврежденный парусник с камней и как-то дотянуть его до Геленджика.


Здесь «Вега», приткнувшись к пирсу вскоре осела на дно. Поднимать судно было некогда и некому, да оно, пожалуй, и не выдержало бы подъемных работ. Поэтому судьба его решилась сама собой. К нему стали швартоваться военные катера. Так всю войну “Вега” прослужила в качестве импровизированного причала. А когда наступил мир, баркентину, занесенную песком и илом, окончательно превратили в пирс. Так и закончилась жизнь «Веги», на этот раз навсегда.


Сразу же после войны, когда очень остро встал вопрос подготовки новых кадров для восстанавливаемого и растущего торгового флота, по заказу в счет репарации на верфях «Лайватеолиисуус» (Финляндия) было построено несколько деревянных парусно-моторных учебных шхун и баркентин. Одна из баркентин – учебное судно Таллинского мореходного училища – была названа в память героя нашего рассказа «Вегой».


А память о первой «Веге» увековечена на одной из марок советской серии 1981 г., посвященной учебным парусным судам. И не только просто маркой, а ещё и «железной маркой»!



Вот такую вот непростую форму принимали экземпляры продукции на стыке филателии и фалеристики.


Я бы себе купил.

Источник https://sailngstamps.ru/2017/04/vega/



Tags: Вега 1, Почта СССР, Серия "Учебный парусный флот СССР", история, корабли, марки СССР, паруса
Subscribe

Posts from This Journal “паруса” Tag

  • Паруса. Болгария.

    Наверное, у каждого филателиста есть своя главная марка, возможно, это первая марка, или самая дорогая, может быть памятная, связанная с близким…

  • Паруса. Чехия.

    Ещё одна марка без серии. Мой флот разнокалиберных судов пополнился Чехословацкой маркой с фрагментом отличной гравюры Венцеслава Голлара…

  • Паруса. Польша. Серии стандартных марок с парусниками.

    В связи с моим большим интересом к парусным судам, в моей коллекции на эту тему есть открытки, книги, спичечные этикетки, были значки и монеты, и,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

Posts from This Journal “паруса” Tag

  • Паруса. Болгария.

    Наверное, у каждого филателиста есть своя главная марка, возможно, это первая марка, или самая дорогая, может быть памятная, связанная с близким…

  • Паруса. Чехия.

    Ещё одна марка без серии. Мой флот разнокалиберных судов пополнился Чехословацкой маркой с фрагментом отличной гравюры Венцеслава Голлара…

  • Паруса. Польша. Серии стандартных марок с парусниками.

    В связи с моим большим интересом к парусным судам, в моей коллекции на эту тему есть открытки, книги, спичечные этикетки, были значки и монеты, и,…