gun001 (gun001) wrote,
gun001
gun001

Categories:

Паруса. Марки СССР. Серия "Учебный парусный флот СССР". Крузенштерн.


 Барк «Крузенштерн»

Барк – большое парусное судно со смешанным парусным вооружением. На всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты) барки вооружены прямыми парусами. Бизань-мачта несет косые паруса. Число мачт барка — три и более.


По окончании войны барк достался СССР по договору о репарациях. Раздел флота поверженной Германии был закреплен документально, в протоколах Потсдамской конференции, и по нему парусники «Коммодор Йонсен» (будущий «Седов») и «Падуя» (будущий «Крузенштерн») отходили СССР.




Марка Четырехмачтовый барк «Крузенштерн»
Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: Учебный парусный флот СССР, Код по каталогy:Михель SU 5116, Номер марки SU 4985, Ивер и Телье SU 4851, Стенли Гиббонс SU 5171, Zagorskiy SU 5166. Дата выпуска: 1981-09-18, Размер: 42 x 30 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12½ x 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 20 Российская копейка, Тираж: 4 700 000, Художник: А. Аксамит




«Padua», 1926-1945

Контракт на постройку четырёхмачтового барка для гамбургской пароходной компании «F. Laeisz» верфь «Иоганн Текленборг» в Геестмюнде (ныне Бремерхафен) получила в 1925 году. Закладка корабля состоялась 24 июня 1925 года. И ровно через год, 23 июня 1926 года, корабль сошел на воду. Название новый барк получил в честь итальянского города Падуя – «Padua».



 Барк «Padua»

Корпус барка стальной, клепаный. По архитектуре судно трехостровное, двухпалубное, мачты были стальные. Высота мачт над ватерлинией – до 56 м. Парусное вооружение было упрощенным. «Padua» имела электрическое освещение – под палубой полуюта был установлен дизель-генератор. Но водоотливная и балластная системы оснащались помпами с ручным приводом. Также ручными были и три грузовые лебедки: компания «F. Laeisz» не желала тратиться на топливо и механические приводы, предпочитая строить свой бизнес на дармовом ветре и дешевом ручном труде матросов и учеников.


«Padua» вошла в историю тем, что оказалась последним крупным парусником, построенным без вспомогательного двигателя. Все ее последователи уже были парусно-моторными судами и использовались только в качестве учебных. «Padua» вошла в десятку крупнейших парусников мира и заняла почетное место в знаменитой серии парусных судов компании «F. Laeisz». Корабли использовались на Капгорновской линии, проходившей мимо мыса Горн из Европы в Чили.



 Барк «Padua»

Технические характеристики:

корпус — цельностальной
водоизмещение — 5805 т., полное водоизмещение – 6400 т
грузоподъемность — 4,698 т
количество палуб – 2
длина — 114,5 м
ширина — 14,04 м
высота борта: 8,48 м
высота – 68,0 м
осадка — 6,27 м (7,26 м наибольшая)
максимальная скорость — во время регаты «Grand Regatta Columbus`92» – 21 узел
двигатели сегодня – 2 × 736 кВт, 8NVD 48A-2U
скорость на двигателях – 10 узлов
план парусности — 47 парусов всего, в том числе 30 прямоугольных парусов, 17 косых парусов
площадь парусов — от 3400 до 3800 кв. м
масса рангоута — около 200 т
экипаж в настоящее время — 70 чел + 120 курсантов


В первый рейс «Padua» вышла из Гамбурга 30 августа 1926 года и за 74 дня достигла чилийского порта Талькауано. До августа 1939 г. «Padua» совершила всего 16 рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз барк огибал мыс Горн, ходила «Padua» исключительно под парусами. Весной 1940 «Падую» со снятыми верхними реями и стравленными брам-стеньгами (для прохода под мостом) отбуксировали в Штеттин (сегодня – польский Щецин). Там барк стоял у набережной несколько месяцев и использовался как стационарное учебное судно.


В ноябре 1940 года «Padua» в последний раз вышла из Штеттина как коммерческое судно: на этот раз для доставки пиломатериалов из эстонского Ревеля (Таллин). По окончании рейса барк остался в Штеттине, но эксплуатация судна ни в каком качестве была невозможна: шла война, а у судна не было противоминной защиты. На борту продолжались занятия практикантов, а иногда даже судно выходило на однодневные учебные плавания в Балтику.



 Барк «Padua»

В начале 1943 года стоявший у причала гамбургского порта парусник решили «призвать на воинскую службу» на корабле были размещены противовоздушные орудия, поставлена противоминная защита, но уже в марте «военная карьера» была завершена: судно разоружили и отправили в Ригу. В Рижском заливе, в хорошую погоду судно даже выходило в тренировочные плавания.


В феврале 1944 года и Рига перестала быть безопасной для парусника поэтому «Padua» перегнали в Данию, Свендборг, а позже – во Фленсбург. Практическое обучение воспитанников уже проводилось без выхода в море. Конец Второй Мировой войны барк встретил во Фленсбургском фьорде, под Глюксбургом, в качестве стоящего у причала судна, на котором проходили занятия практикантов.


«Крузенштерн», 1945-1961. Плавбаза, общежитие, переоборудование


Передача советскому командованию «Padua» прошла 11 января 1946 года. 25 февраля 1946 года приказом по флоту «Padua» со статусом «учебно-парусный корабль 2-го ранга» была включена в состав отряда учебных кораблей Балтийского флота, базировавшегося в Лиепае. 23 апреля барку было присвоено имя прославленного русского адмирала И.Ф. Крузенштерна.



 Человек и "непараход" Иван Фёдорович Крузенштерн (кстати, парохода с таким названием не существует)


В условиях послевоенной разрухи у военных надобности в парусных судах не было. Временное, но спасительное решение подсказала жизнь: в Ленинграде была большая потребность в жилых помещениях для военнослужащих. И с 1946 по 1948 год парусник был перестроен под плавучее общежитие на 400 мест. Жилье на барке получали курсанты Высшего военно-морского училища имени Ф.Э. Дзержинского.


13 ноября 1951 года барк был переведен в Кронштадт, в 28-ую дивизию учебных кораблей БФ. В это время в Ленинграде образовалась группа энтузиастов по спасению трофейных парусных судов. Настоящим счастьем для парусника стала встреча с ним двух подвижников, русских офицеров в ранге капитанов 3-го ранга Шнейдера И. Г. и Митрофанова П.С., именно эти моряки спасли судно, как парусник.



 Барк «Крузенштерн»

В июне 1955 года буксиры вытащили «Крузенштерн» в открытое море, а самостоятельный рейс длиной в 34 морские мили решил его судьбу: были продемонстрированы все возможные парусные маневры, развороты, постановка и снятие с якоря. Экспертная комиссия «дала добро» на дальнейшее оснащение барка для повышения живучести, обитаемости и автономности в походах. С 1956-го по 1961-й, «Крузенштерн» обрел тот облик, который позволил начать ему совершенно новую жизнь, насыщенную дальними плаваниями и научными открытиями. СССР в это время начал масштабное освоение Мирового океана, а поскольку новых, специализированных судов еще построено не было, взять на себя роль научных исследователей пришлось ряду трофейных кораблей.


Переоборудование огромного барка в научно-исследовательское парусное судно было делом непростым – как бывает, когда впервые решается сложная и многоаспектная задача. 30 октября 1959 года барк обрёл статус корабля 1-го ранга «Крузенштерн», и был переведён в группу экспедиционно-океанографических судов. На Кронштадтском заводе с 1958-го по 1961-й год были произведены уникальные капитальные переоборудования. Наконец, «Крузенштерн» получил самоходность – были встроены два главных дизельных двигателя мощностью 800 л.с. каждый. Но главное для парусника – был полностью заменен стоячий и бегучий такелажи и сшиты новые паруса.



 Барк «Крузенштерн»


«Крузенштерн», 1961-1966. Научное судно.


14 июня 1961 года, по окончанию капитального ремонта, 35-летний барк был переведен в состав судов Атлантической экспедиции. После 15-ти лет вынужденных стоянок и ремонтов, загрузив топливо, провиант и воду, «Крузенштерн» вышел в рейс, чтобы пройти 15 тысяч морских миль в новом качестве.


В последующие годы «Крузенштерн» работал в составе группы судов, которая обеспечивала проведение большого количества исследований в Атлантике. Парусные суда идеальны для гидроакустического изучения океана, так как скользят по морской глади без вибраций и шума. На борту «Крузенштерна» учеными и моряками впервые было открыто электрическое поле океанских глубин, о существовании которого прежде и не догадывались, была проведена первая в мире морская магнитная съемка с буксируемым магнитометром. Одна из подводных гор, открытых тогда в Канарской котловине, была названа в честь судна «горой Крузенштерна».



 Барк «Крузенштерн»


За годы под флагом Океанографического отряда «Крузенштерн» прошел около 240 тысяч морских миль, а практику на борту прошли более 9 тысяч курсантов, будущих моряков. Маршруты его рейсов простирались от Бермудов и Ямайки до Касабланки и Гибралтара. Длительность рейсов составляла, как правило, 3-4 месяца.


К концу 1965 года Военно-Морской флот, получавший в свое распоряжение специальные исследовательские суда-новострои, осознал, что парусники – хлопотное и сложное хозяйство. Было принято решение вывести «Крузенштейн» из состава флота, как непрофильные единицы. К счастью в Министерстве рыбной промышленности осознали необходимость обучения курсантов на парусном судне, где они смогут получить фундаментальные навыки, необходимые для подготовки и обучения профессиональных моряков.


«Крузенштерн», 1969-1991. СССР, учебное судно.


3 февраля 1966 года, в Кронштадте прошла официальная передача «Крузенштерна» в ведение Министерства рыбного хозяйства. Это было начало третьей жизни 40-летнего барка. С этого момента парусник стал Учебным парусным судном «Крузенштерн».
Прописку парусник получил в Риге, на верфи он провел больше года.


В первый рейс под флагом рыбной промышленности «Крузенштерн» вышел в июне 1967 года по маршруту Рига – Сочи – Севастополь – Риека – Рига, пройдя почти 11 тысяч морских миль. В этом рейсе продолжилась кинематографическая судьба «Крузенштерна» (до этого он снимался в нескольких немецких фильмах) – теперь он фигурировал, как антураж съемки художественного фильма «Рыцарь мечты» – по мотивам произведений Александра Грина.



  Барк «Крузенштерн»


С 1968 по 1972 года — было проведено очередное глобальное переустройство судна. Барк оснастили новыми навигационными и радиолокационными приборами и станциями, в это время «Крузенштерн» обрел свой фирменный «мундир» – окрас корпуса черным цветом с белой полосой, существовала традиция так выделять русские учебные парусники еще с царских времен. В январе 1973 года «Крузенштерн», закончив ремонт вышел из Кронштадта, направляясь к порту приписки – Риге.


Формальным собственником судна значился Балтийский отряд учебных судов (БОУС) Рижской базы тралового флота объединения «Запрыбпром». Здесь же сложился принцип работы барка, которому он следует по сей день – с весны до осени, как правило, организовывалось три учебных рейса, которые совершали курсанты морских специальностей мореходных училищ Министерства рыбной промышленности СССР из разных регионов страны. Зимой планировался ежегодный ремонт.


В этом же 1976 году, учебное парусное судно «Крузенштерн» впервые было изображено на художественном маркированном конверте СССР.



 Конверт первого дня с барком «Крузенштерн»


А первой советской марки со своим изображением ему пришлось ждать до 1981 года, когда в серии посвященной парусному флоту России, он занял почетное место. Были выпущены марка и конверт первого дня.



 Конверт первого дня с барком «Крузенштерн» и маркой из моей коллекциию

1 января 1983 года начался новый этап в жизни судна – «Крузенштерн» был передан из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порту Таллин, также замыкавшемуся на «Запрыбпром».


16 апреля 1984 года барк вышел из Таллина, чтобы, пройдя Атлантику, попутно принимая участие в регате STI, посетить Канаду. В гонках от ново-шотландского Сиднея до британского Ливерпуля он занял первое место. Меньше чем за год 58-летний парусник прошел 14 тысяч миль, и добрую половину этого пути – под парусом, со средней скоростью более 6 узлов в Атлантике.


В 1991 году произошло историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства № 113 от 25 марта 1991 года судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу в Калининграде. Акт передачи был подписан 30 мая 1991 года. Работа учебно-парусного судна не останавливалась ни на день: уже через неделю, 4 июня барк вышел с курсантами в новый рейс. И хотя на борту еще не был закрашен «Таллинн», вернулся он из рейса домой, в порт приписки, уже в Калининград.


«Крузенштерн», российская история.


Весной 1992 года стало возможным участие «Крузенштерна» в регате, посвященной 500-летию открытия Колумбом Америки. – «Grand Regatta Columbus`92». Капитан Коломенский всей силой своего азарта пошел ва-банк: он взял курс на область очень сильных ветров и повел «Крузенштерн» так, как это делали во времена чайных клиперов. Желание победить было огромным у всех капитанов – ведь событие исключительное, статусное!


За почти двадцать дней судно прошло Северной Атлантикой только под парусом почти 3,3 тысячи морских миль. При ветрах в 8-9 баллов по шкале Бофорта (от 17 до 24,5 м/с), со средней скоростью в 7 узлов. А была и рекордная вахта – со скоростью в 17,2 узла. Были моменты, когда лаг показывал просто нереальную скорость – до 21 узла! Результат говорит сам за себя: «Крузенштерн» – первый, питерский «Мир» – второй, мурманский «Седов» – третий! Это был час триумфа российских капитанов и экипажей!



 Барк «Крузенштерн» в регате «Grand Regatta Columbus`92»


В 1992-1993 г. барк прошел капитальный ремонт. Произошла полная смена натуральных материалов на синтетику: легкий, но прочный дакрон заменил льняные паруса, а сизалевые канаты уступили место капроновым тросам и канатам. Выяснилось, что состояние парусника за много лет пришло в наилучшую форму, «Крузенштерн» был готов к амбициозной мечте – кругосветному плаванию. В канун 70-летия барка для «Крузенштерна» наступила новая эра – кругосветных плаваний.


В 1995-1996 годах «Крузенштерну» предстояло обогнуть земной шар из Европы к западному побережью Южной Америки, через Тихий океан – во Владивосток. Оттуда – через Западную Австралию, Южную Африку – в Европу. Таким образом, следование барка было максимально приближено к пути первой русской кругосветной экспедиции.


Из Калининграда «Крузенштерн» вышел 28-го октября 1995 года. Однако официальный старт кругосветке был дан в Санкт-Петербурге, куда «Крузенштерн» сразу и направился.
За 308 суток «Крузенштерн» преодолел более 42,5 тысяч морских миль, посетил 15 портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Океании, Азии, Австралии и Африки, пересек четыре океана, выдержал два жестоких шторма. Четыре раза парусник пересек экватор, прошел под парусами культовые точки для тех, кто ходит под парусом – коварные мысы Горн и Доброй Надежды. Официально финишировал «Крузенштерн» в морской столице России, Санкт – Петербурге, 25 августа 1996 года.



Конверт  с барком «Крузенштерн» посвящённый первой кругосветке корабля.


В преддверии 2005 года, в котором центральным событием в стране должно было стать празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, было решено предпринять второе кругосветное плавание. Тем более, в 2006-м году исполнялось 200 лет с момента окончания первого русского кругосветного плавания под руководством Крузенштерна и Лисянского.


Так и было решено: посвятить новое плавание барка этим двум знаменательным датам в российской истории. Из Калининградского рыбного порта «Крузенштерн» вышел в Санкт-Петербург 17 июня 2005 г. А вернулась судно 14 августа 2006 г., спустя 14 месяцев. За бортом осталось 45,77 тысяч морских миль, 21 зарубежный порт, в которых проведено 121 сутки. А всего плавание продлилось 425 суток.


Во славу этой кругосветки в России снова были выпущены марка и конверты.



 Конверт первого дня с барком «Крузенштерн» посвящённый второй кругосветке корабля.


В последующие годы «Крузенштерн» принимал участие в парусных регатах и транстлантических экспедициях. Посетил олимпиады в Ванкувере и Сочи.


В 2016 году у «Крузенштерна» «сошлись» несколько юбилейных дат. «Главной», конечно же, было 90-летие парусника. Также исполнилось 70 лет переименованию парусника из « Падуи» в «Крузенштерн» и 25 лет Калининградской приписке.


Несмотря на многочисленные ремонты и переделки корабля за прошедшие 90 лет в морском флоте существует традиция – при смене названия судна сохранять элементы оборудования, несущие прежне имя. Судовой колокол – рында и штурвал “Крузенштерна” до сих пор сохранили на себе имя «Padua» в знак преемственности традиций. А на торцах литых кнехтов по-прежнему существует эмблема «Flying-P-Liners». Но самое главное для парусников рангоут «Крузенштерна» сохранился в своем первозданном виде.





Здесь больше https://sailngstamps.ru/2017/01/bark-kruzenshtern/



Tags: Крузенштерн, Серия "Учебный парусный флот СССР", история, корабли, марки, марки СССР, паруса, парусники
Subscribe

Posts from This Journal “Серия "Учебный парусный флот СССР"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “Серия "Учебный парусный флот СССР"” Tag