gun001 (gun001) wrote,
gun001
gun001

Categories:

Паруса. Болгария. 4



На этой открытке галера 13-15 веков, но по сути она не сильно отличается от 17 века. И очень похожа на марку.


А всё  потому, что речь сегодня о последней марке из обширной болгарской серии, которая у меня осталась.





Марка «Roman galley» (17th century) («Римская галера» 17 век)
Страна: Болгария Серия: Historic Ships (III) (История Кораблей (3)), Код по каталогy:Михель BG 2909, Номер марки BG 2701, Ивер и Телье BG 2563, Стенли BG 2865. Дата выпуска: 1980 -07-14, Размер: 40 x 40 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 13, Печать: Фотогравюра, Номинальная стоимость: 8 ст - Болгарская стотинка, Тираж: 1 000 020



Галера — боевой корабль, для перемещения использующий главным образом вёсла. В узком смысле слова галерами назывались известные начиная со средневековья характерные парусно-гребные корабли Средиземноморского бассейна с одним рядом вёсел и одной-двумя мачтами, несущими латинское парусное вооружение, которые впоследствии получили распространение по всей Европе.





Гравюра из альбома P. J. Gueroult du Pas (1710)



Между тем, сегодня по аналогии с ними галерами в широком смысле принято называть все подобные гребные и парусно-гребные боевые корабли этого региона, известные в нём с древнейших времён и имеющие несомненную связь с происходящими от них галерами, скампавеями (полугалерами) более позднего времени.




Голландскую галеру по образу и подобию которой начинал строиться российский флот, более правильно называть скампавеей (полугалерой)

Между тем, этот тип судна активно развивался вплоть до XIII века, после чего в течение столетий просуществовал уже без особых конструктивных изменений, входя в состав военных флотов европейских стран до XVIII, а кое-где и до середины XIX века. О галерах этого периода сохранилось очень много информации, включая чертежи и даже модели. Это были сравнительно небольшие суда с длинным и узким (примерно 8:1) корпусом, открытой палубой, низким бортом и малой осадкой.




Галера Мальтийского ордена


Так, принадлежавшая к типу galia sottil («обычная», «ординарная», то есть, стандартного типа) галера времён жившего во второй половине XIII века Карла Анжуйского имела, судя по сохранившимся документам, общую длину 39,3 м, длину по килю — 28,03 м, углубление 2,08 м, ширину самого корпуса в миделе — 3,67 м, и общую ширину по внешним балкам, на которые опирались вёсла — 4,45 м. У неё было 108 расположенных в один ряд вёсел, большинство из которых были длиной 6,81, а некоторые — по 7,86 м, и два больших кормовых рулевых весла длиной по 6,03 м.




Галера La Réale, флагман французского галерного флота с 1694 по 1720 год


Примечательно, что гребные вёсла были почти вдвое длиннее, чем у античных кораблей. Каждое весло приводил в действие один гребец, которых на каждой банке (скамье) сидело трое, так, что вёсла на борту были сгруппированы по три. Мачт было две: носовая высотой 16,08 м и расположенная в середине корпуса 11-метровая, обе толщиной 79 см. Они несли латинские паруса, реи которых имели длину 26,72 и 17,29 м соответственно. Водоизмещение корабля по современной оценке достигало 80 тонн в полностью гружёном состоянии.




Флагманская галера командира турецкого флота Али-паши Муэдзин Заде.


Образцом для первых русских галер послужила двухмачтовая 16-баночная галера (банками на галере называли скамейки для гребцов), заказанная в Голландии в 1694 году. Её длина составляла 38,1 м, ширина 9,1 м, осадка 1,8 м. Галеру доставили в Архангельск в разобранном виде. Точнее было бы отнести это судно к типу полугалер, но в документах того времени (из-за отсутствия чёткого разграничения) она во всех случаях именовалась галерой. К весне 1696 года корабль собрали в подмосковском селе Преображенском.




Галера Екатерину II «Тверь» специально строилась в качестве императорской яхты, и потому в отличие от традиционных галер имело удлинённую кормовую надстройку с апартаментами для высочайшей гостьи и её приближённых.


По её образцу там же, в Преображенском, начали строить детали корпусов новых галер (фактически полугалер). Затем заготовки направлялись для сборки в Воронеж. В дальнейшем и саму «образцовую» галеру переправили в Воронеж в разобранном виде. Благодаря такому методу организации строительства дела шли быстро - уже к апрелю 1696 года в Воронеже было спущено на воду 23 галеры, имевшие от трёх до шести трёх- или пятифунтовых пушек каждая. Командирами галер Пётр I назначил офицеров Преображенского и Семёновского полков. Сам царь принял на себя командование одной из этих однотипных галер, названной «Принципиум».




При взятии 19 (29) июня 1696 года турецкой крепости Азов в составе русского флота участвовали 23 двухмачтовые галеры, построенные «по голландскому образцу», и именно они сыграли решающую роль. Благодаря им город был отрезан от моря, и его гарнизон, не имея возможности получать подкрепления, сдался.




Галера «Святой Пётр» (рис. А. Карелова) 16 банок, 1704 г. Разобрана до 1710 г.


При создании Балтийского флота галеры и полугалеры также составляли значительную его часть. Они полностью оправдали себя в условиях боевых действий на Балтике: в шхерах, на мелководье, в штиль. Наряду со скампавеями (полугалерами) они участвовали в ледовом походе к Выборгу в 1710 году, в походе к Гангуту в 1714 году, в бою у острова Гренгам в 1720 году. В течение 1714-1720 годов отряды гребных судов русского флота неоднократно высаживали десанты на шведское побережье.




Гренгамский бой 27 июля 1720 года. Фердинанд Виктор Перро (1808-1841 гг.) Из фондов ЦВММ


В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ваттранга.




Гангутское сражение, гравюра М. Бакуа, 1720 г.


Гангутское сражение — морское сражение Северной войны, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским армейским флотом и шведским отрядом из 10 судов, первая в истории России морская победа русского флота. В честь этого события 9 августа является одним из дней воинской славы России.


Вот так небольшое парусное судно внесло огромный вклад в дело становления России, как морской державы. Галера во флотах всех европейских государств занимала далеко не последнее место.





Tags: галеры, история, корабли, марки, марки Болгарии, паруса, парусники
Subscribe

Posts from This Journal “марки” Tag

  • Марки. Памятный экземпляр.

    Не знаю, как вы, а я, спустя 30-40 лет, очень плохо помню, как попали в мою коллекцию те, или иные марки. Если быть точным, то вообще не помню. Но…

  • Марки. Мой космос. Валентина Терешкова.

    В этот день, 16 июня 1963 года, полетела в космос Валентина Терешкова. И это тоже великий праздник, именно сегодня, а не 8 марта мы должны…

  • Паруса. Монголия 4.

    Шестая марка это барк HMS «Endeavour», которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “марки” Tag

  • Марки. Памятный экземпляр.

    Не знаю, как вы, а я, спустя 30-40 лет, очень плохо помню, как попали в мою коллекцию те, или иные марки. Если быть точным, то вообще не помню. Но…

  • Марки. Мой космос. Валентина Терешкова.

    В этот день, 16 июня 1963 года, полетела в космос Валентина Терешкова. И это тоже великий праздник, именно сегодня, а не 8 марта мы должны…

  • Паруса. Монголия 4.

    Шестая марка это барк HMS «Endeavour», которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия…