gun001 (gun001) wrote,
gun001
gun001

Category:

Паруса. Монголия 2.

Вторая марка серии тоже о типе кораблей, без привязки к конкретному судну, это так называемые средиземноморские суда IX века. И хоть на марке чётко обозначен век, я бы не был так категоричен, схожие суда возникли значительно раньше, прошли сквозь века и до сих пор бороздят указанную акваторию.




Каботажное судно конца IX века со скошенным штевнем и единственной мачтой, имеющей наклон в сторону форштевня. Управлялось двумя рулевыми веслами.


Именно такое судно изображено на марке. Но на самом деле в средиземноморской акватории ходило огромное количество типов судов с похожей конструкцией, но разными названиями. Постараюсь не уходить далеко от типа суднаизображённого на марке.





Марка «Mediterranean», 9 th century («Средиземноморский» 9 век). На марке написано «Ship of Mediterranean» (»Средиземноморский корабль»).
Страна: Монголия. Серия: Sailing ships (Мореходство), Код по каталогy:Михель MN 1390, Номер марки MN 1186, Ивер и Телье MN 1122, Стенли Гиббонс MN 1368. Дата выпуска: 1981-08-01, Размер: 46 x 35 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 20 Монгольский монго





Приблизительно в конце VIII - начале IX века частые гости в Средиземном море - викинги с удивлением обнаружили, что местные суда вместо привычных глазу северянина прямых рейковых парусов несли треугольные косые. Норманны называли их латинскими (как они называли страны Южной Европы). Имя изобретателя косого паруса кануло в Лету. По мнению многих ученых, латинский парус имеет греко-римское происхождение. Косой парус позволял лавировать и неплохо ходить при боковых ветрах, и мореплаватели быстро оценили это.




Каботажное судно конца IX века. Вид с кормы.


А начиналось всё в 395 году, когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную, основная часть римского торгового флота отошла на восток. Это означает, что византийские торговые корабли имели в своей основе римскую конструкцию. В VI и в VII веках, когда Византия оккупировала почти все побережье Средиземного моря, морскую торговлю на этом огромном пространстве вели парусно-гребные дромоны.



Византийский дромон (усиако). Общий вид


Только в VIII веке появилась оригинальная византийская конструкция торгового судна, которую назвали латинским парусником. По размерам латинский парусник разделялся на большой и малый. Большой парусник имел в длину 25 метров, в ширину —7 метров и две палубы. Но погрузка товаров производилась только через маленький люк, другого доступа в трюм не было. Во время рейса люк наглухо задраивался. Этот большой плавучий склад нес две мачты. Расположенная впереди имела, подобно римской фок-мачте, значительный наклон вперед.





Это рисунок более позднего варианта византийского торгового судна, приблизительно 13 века, но общее представление о конструкции он дает прекрасно.


Вторая мачта ставилась посредине судна и была пониже. Обе они несли латинское парусное вооружение на наклонных и очень длинных реях, причем каждая рея состояла из двух частей. Такую систему парусного оснащения придумали арабы. Она позволяла очень быстро возвращаться к ветру при маневрах. Вот почему этот корабль не нуждался в веслах. Лишь два из них ставились справа и слева кормы, выполняя роль румпеля. На корме крупных латинских парусников располагалась небольшая платформа на столбиках и с крышей.




Византийское торговое судно (малое).


Малый латинский парусник имел только одну палубу и одну мачту, наклоненную вперед и укрепленную в середине палубы. Мачта несла латинский парус на наклонной и изогнутой к концам рее. Эти суда не имели надстроек ни на носу, ни на корме, зато их наружные борта были украшены бортиками по всей длине.




Средиземноморское судно IX века


Латинские паруса открыли новую эпоху в плавании по Средиземному морю. Каждый, кто ходил под парусом, знает: море кажется таким спокойным и ласковым только туристам на берегу. Направление ветра здесь постоянно меняется, знаменитый мистраль или трамонтана налетают буквально за несколько минут. Всегда следует быть начеку, ведь полный штиль может моментально смениться сильным ветром. А значит, нужно быстро поднять как можно больше парусов - или так же быстро спустить их.




На этом судне рулевые вёсла заменены полноценным рулевым механизмом, но в остальном оно почти не отличается от предшественников.


А вот так выглядят средиземноморские суда, дожившие до наших дней. Называется парусник тартана — это небольшое средиземноморское судно XVI-XIX веков с косым парусным вооружением. Различные тартаны применялись как для каботажного сообщения и рыбалки, так и в качестве военных кораблей.




Одно из изображений двухмачтовой тартаны из альбома Жана Жува (Jean Jouve) «Планы всех судов, которые плавают на Средиземное море» (esseins de tous les Bâtiments qui Naviguent sur la la Méditerranée), pl.20. 1679 год.


К определению тартаны следует подходить с осторожностью, так как в различных источниках под этим типом судна может подразумеваться как довольно крупный 2-3-мачтовый боевой корабль, иногда более крупный, чем шебека, так и небольшая одномачтовая беспалубная рыбацкая лодка.




Одномачтовая тартана.


Но все эти корабли объединяет латинское парусное вооружение (именно латинское, а не гафельное, люгерное или другие разновидности косого паруса) на всех мачтах, иногда с брифоком, и более широкие и полные обводы корпуса, чем у шебек или галер.Сейчас под тартаной чаще всего подразумевают небольшое одномачтовое судно с латинским парусом и кливером.






Одномачтовая тартана из альбома Жана Жува (Jean Jouve) «Планы всех судов, которые плавают на Средиземное море» (esseins de tous les Bâtiments qui Naviguent sur la la Méditerranée), 1679 год.



Как по мне, так суда 9 и 19 веков практически не различимы. Что такое тысяча лет для хорошо сконструированного парусника – один миг.


В основном взял материал отсюда:

http://xlegio.ru/navy/medieval-ships/history-of-shipbuilding/mediterranean-vessel.html
http://www.museum.ru/museum/ships/sm12.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тартана




Tags: дромон, история, корабли, марки, марки Монголии, паруса, парусники, средиземноморское судно, тартана
Subscribe

Posts from This Journal “марки” Tag

  • Паруса. Гвинея-Бисау. Часть 5

    На пятой марке изображен «Royal Sovereign», но не один из тех «Royal Sovereign», которые были заложены и спущены на воду с…

  • Паруса. Гвинея-Бисау. Часть 4

    На четвёртой марке серии изображен, вроде как, St. Louis (Saint Louis). Я, как обычно, задал поиск по названию корабля и через несколько дней дошёл…

  • Мой Ленин. Последняя марка.

    В октябре ездил на деревенское кладбище проведать бабушку с дедушкой, мысли по дороге были соответствующего направления, и попался мне на глаза…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Posts from This Journal “марки” Tag

  • Паруса. Гвинея-Бисау. Часть 5

    На пятой марке изображен «Royal Sovereign», но не один из тех «Royal Sovereign», которые были заложены и спущены на воду с…

  • Паруса. Гвинея-Бисау. Часть 4

    На четвёртой марке серии изображен, вроде как, St. Louis (Saint Louis). Я, как обычно, задал поиск по названию корабля и через несколько дней дошёл…

  • Мой Ленин. Последняя марка.

    В октябре ездил на деревенское кладбище проведать бабушку с дедушкой, мысли по дороге были соответствующего направления, и попался мне на глаза…