gun001 (gun001) wrote,
gun001
gun001

Categories:

Паруса. Монголия 4.

Шестая марка это барк HMS «Endeavour», которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия капитан Джеймс Кук, на нём он совершил своё первое кругосветное путешествие.


HMS «Endeavour»

HMS «Endeavour» появился в 1764 году. Он был построен в доках приморского городка Уитби для перевозки угля и назывался «Граф Пемброк». Таким образом, и Джеймс Кук и его корабль начали свою «морскую жизнь» в одном месте.




Марка «Endeavour» («Индевор»)..
Страна: Монголия. Серия: Sailing ships (Мореходство), Код по каталогy:Михель MN 1394, Номер марки MN 1190, Ивер и Телье MN 1126, Стенли Гиббонс MN 1372. Дата выпуска: 1981-08-01, Размер: 46 x 35 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 80 Монгольский монго




Корабль принадлежал к разряду «кет-билт» — судов с прямым широким носом. В документах первого плавания Джеймса Кука HMS «Endeavour» неизменно называют барком. Особенностями корабля были три мачты, прямые паруса на фок-мачтах и грот-мачтах и бизань без реев. На корабле было 22 пушки, из них 12 на поворотных лафетах.




«Endeavour» – схема (Underhill, Harold Alonso, b 1897 :Endeavour bark (1768)


Если принять, что «рея — это горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи боргов и бейфута к мачте или стеньге» и, что «барк — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет», то корабль HMS «Endeavour», изображённый на схеме, не является барком, на бизань-мачте явственно видны две реи и это на всех схемах, рисунках и даже австралийская реплика сделана также.




Австралийская реконструкция HMS «Endeavour». Фас.





Австралийская реконструкция HMS «Endeavour». Анфас.



Скорее уж это фрегат 5 ранга,





Французский фрегат "Флора"


или шлюп




Шлюп «Мирный» — парусный военный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 18191821 годов, открывшей Антарктиду (в составе экспедиции также был шлюп «Восток» тот был ещё крупнее). Кук, кстати, тоже Антарктиду искал.


Ещё заметил, что при написании текстов про Кука мало кто заморачивается поиском вменяемой картинки с HMS «Endeavour», у кого два прямых паруса на бизань-мачте, у кого один. Причём картинки с разными парусниками, но с одним названием соседствуют в одном тексте.



HMS «Endeavour»


HMS «Endeavour» обладал хорошими мореходными качествами, и капитан Кук отмечал, что судно при ветре в один-два румба позади траверза (крутой бакштаг) следует со скоростью 7,4 узла. Серьёзные испытания в Коралловом море, когда HMS «Endeavour» получил большую пробоину, корабль выдержал с честью. Но у него были свои недостатки, например отсутствие медной обшивки, предохранявшей деревянный корпус корабля от разрушительной работы корабельных червей.




HMS «Endeavour»

12 июля 1771 года закончилось первое кругосветное путешествие Д. Кука и HMS «Endeavour» вернулся в Англию. Продолжительность плавания составила 1052 дня, длина закартографированной береговой линии – более 8000 км. Из 96 человек экипажа в Англию вернулось 40, при этом от цинги не умерло ни одного человека, и это был первый случай в морской истории.


Результаты экспедиции были весьма значимы для науки того времени. Астрономические наблюдения за Венерой были использованы для расчетов расстояния от Земли до Солнца, была изучена Новая Зеландия и Австралия, открыты несколько проливов, в том числе между островами Новой Зеландии, открыт Большой барьерный риф, ботаники собрали большую коллекцию биологических образцов.



HMS «Endeavour»

HMS «Endeavour» был уже не новым кораблем, когда отправлялся в путешествие. К тому же его не обшитый медью корпус очень страдал от червей. И в Англию парусник вернулся довольно потрепанным. После ремонта в августе 1771 г. корабль был продан некоему Джеймсу Гордону (по версии википедии французу-торговцу) и использовался на рейсах к Фолклендским островам (по версии википедии француз переправил его в Северную Америку, чтобы использовать как китобойное судно). Корабль после продажи получил новое имя «Лорд Сэндвич» (по версии википедии «La Liberte» («Свобода»). После этого плавал в морях Северной Америки.


В 1778 году, чтобы помешать проходу французской флотилии, «Лорд Сэндвич» и ещё 12 судов были затоплены около Ньюпорта (штат Род-Айленд) (по версии википедии корабль был сильно повреждён британским кораблём. Его останки затопили  совладельцы в Ньюпорте).


И тем не менее, это гораздо интереснее, чем возить уголь вдоль берегов Англии.





Tags: HMS «Endeavour», Индевор, Кук, история, корабли, марки, марки Монголии, паруса, парусники
Subscribe

Posts from This Journal “марки” Tag

  • Паруса. Гвинея-Бисау. Часть 5

    На пятой марке изображен «Royal Sovereign», но не один из тех «Royal Sovereign», которые были заложены и спущены на воду с…

  • Паруса. Гвинея-Бисау. Часть 4

    На четвёртой марке серии изображен, вроде как, St. Louis (Saint Louis). Я, как обычно, задал поиск по названию корабля и через несколько дней дошёл…

  • Мой Ленин. Последняя марка.

    В октябре ездил на деревенское кладбище проведать бабушку с дедушкой, мысли по дороге были соответствующего направления, и попался мне на глаза…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “марки” Tag

  • Паруса. Гвинея-Бисау. Часть 5

    На пятой марке изображен «Royal Sovereign», но не один из тех «Royal Sovereign», которые были заложены и спущены на воду с…

  • Паруса. Гвинея-Бисау. Часть 4

    На четвёртой марке серии изображен, вроде как, St. Louis (Saint Louis). Я, как обычно, задал поиск по названию корабля и через несколько дней дошёл…

  • Мой Ленин. Последняя марка.

    В октябре ездил на деревенское кладбище проведать бабушку с дедушкой, мысли по дороге были соответствующего направления, и попался мне на глаза…